Все, кто мечтал о присоединении к ВТО, могут ликовать. На прошлой неделе пал последний оплот сопротивления: Грузия согласилась больше не препятствовать членству России в мировом торговом клубе. Полгода назад, возобновив при посредничестве Швейцарии переговоры с Москвой, Тбилиси рогом уперся в тему торговых коридоров, связывающих Россию с Абхазией и Южной Осетией. Допустить, чтобы грузопоток контролировали абхазы и осетины, Грузия не могла – это было равнозначно пускай косвенному, но признанию независимости Абхазии и Южной Осетии.
По истечении семи месяцев компромисс был найден. Как заметил руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, представлявший российскую делегацию на переговорах в Женеве, согласованный проект соглашений "основан на предложенной российской стороной концепции, не выходит за рамки принципиальной позиции России, соответствует сложившимся в регионе реалиям и не противоречит нормам ВТО".
Формулировка выглядит четкой, однако ее смысл, как и упомянутые Медведковым "сложившиеся в регионе реалии" и "принципиальная позиция России", нуждаются в расшифровке. Согласно достигнутым договоренностям мониторингом грузопотока на границах России с Абхазией, Южной Осетией и Грузией будет заниматься некая швейцарская фирма. Именно она будет контролировать три торговых коридора. На участке российско-абхазской границы это будет маршрут от реки Псоу до Зугдиди. На российско-южноосетинской границе грузопоток пройдет от Рокского тоннеля до Гори. Третьим торговым коридором станет КПП "Казбеги – Верхний Ларс", являющийся сегодня единственный официальный пунктом пропуска на сухопутной границе между Россией и Грузией.
На деле это означает, что Россия отдает свою границу под внешний контроль, что равноценно частичному отказу от суверенитета. Международное право подразумевает, что все, что происходит на границе двух государств, касается только их самих. Нет никаких ограничений на этот счет и в регламенте ВТО. Т.е. согласившись на внешний мониторинг, Россия согласилась на ущемление не только своих суверенных прав, но и поставила под сомнение собственное решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Как это вяжется со "сложившимися в регионе реалиями"? Ведь обе республики фактически отделились от Грузии в начале 90-х годов, а их официальные представители уже успели заявить, что "не допустят никаких международных наблюдателей на своей территории". Все просто: "сложившиеся реалии" таковы, что спрашивать их согласия никто не сбирается. Для мирового сообщества они являются регионами в составе Грузии, т.е. это проблема признающей их независимость Москвы, которая, похоже, уже объяснила сидящим на российских траншах руководителя этих республик новые правила игры.
К тому же никто и не собирается размещать швейцарских наблюдателей на "мятежных территориях". Конечные точки абхазского и южноосетинского коридоров находятся в Зугдиди и Гори, а это уже Грузия. Все три коридора будут начинаться на российской и заканчиваться на грузинской территории, т.е. формально грузопоток между Россией и Абхазией и Южной Осетией пойдет через Грузию, что лишний раз обозначит ее права на эти территории. С другой стороны, в случае каких-либо эксцессов Швейцария сможет потребовать ввода в регион международных миротворцев.
Отсюда ликование Саакашвили, который доволен тем, что "впервые с 1992-93 годов формально зафиксирована грузинская таможенная граница", под которой он понимает и границы Абхазии и Южной Осетии. В качестве дополнительного бонуса "Грузия будет в постоянном режиме получать информацию обо всех грузах, которые будут перемещаться по ее суверенной территории", включающей, как постоянно подчеркивает грузинская сторона, Абхазию и Южную Осетию. Еще один плюс, по словам Саакашвили, состоит в том, что "пограничный мониторинг будет осуществлять сторона, которая признает территориальную целостность Грузии".
Подводя итог "тяжелым переговорам", Саакашвили назвал достигнутые соглашения "победой Грузии", и он имеет полное право на такую оценку. Потому что за всеми процедурными деталями прекрасно просматривает общая стратегия, нацеленная на денонсацию решения России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Москва не придает значения всем этим нюансам. У нее подобных проблем нет: ее территориальный суверенитет никто под сомнение не ставит. Но она настолько хочет присоединиться к ВТО, что соглашается на ущемляющий этот суверенитет внешний контроль, мимоходом сдавая своих соседей.
Комментируя успешное завершение переговоров, президент Медведев вообще отказался обсуждать оскорбительные для России условия, назвав их несущественными "технологическими вещами". Трудно поверить, но, похоже, он действительно не понимает политического смысла происходящего, не осознает, что попался на разводку того самого Саакашвили, про которого совсем недавно говорил, что "никогда не простит ему развязывания войны и гибели российских граждан".
Впрочем, Саакашвили и не нуждается в прощении российского президента. При деятельной поддержке западных партнеров он уверенно гнет свою линию, и, как показали переговоры по ВТО, уже добился определенных успехов. Да и о чем говорить, если игра уже сделана. В ночь на минувшее воскресенье соглашения были парафированы всеми участниками переговоров. На 10 ноября назначено официальное подписание, а 15 декабря на конференции членов ВТО Россия может стать членом этой организации на оскорбительных для нее условиях.
Никаких препятствий не осталось, все, включая Госдепартамент США, сделавший по этому поводу специальное заявление, довольны. Возражают только республиканцы, которых, похоже, трясет при любом упоминании России, да Украина. Вдохновившись примером Грузии, в Киеве вдруг спохватились и решили увязать вступление России в ВТО с ценами на газ. За шестнадцатилетнюю историю Всемирной торговой организации подобных прецедентов не было, да и на вывеске ВТО написано, что она создана в целях "либерализации международной торговли", что исключает внерыночные формы ценообразования.
Но почему бы не пробовать? Ведь ради сомнительного членства в ВТО Москва уже продемонстрировала готовность забыть об итогах войны 2008 года, с которой началось президентство Медведева, перечеркнуть собственное решении о независимости Абхазии и Южной Осетии и создать предпосылки для ввода в регион каких-нибудь "голубых касок".
Комментариев нет:
Отправить комментарий